Нередко случается так, что топливо необходимо перевезти в емкости. Например, если им нужно заправить моторную лодку или спецтехнику, которая не доберется до АЗС своим ходом, если она необходима для оборудования или инструментов (таких, как бензопила) или если вы находитесь в длительном автопутешествии и решили подстраховаться на случай нехватки бензина в баке вдалеке от «цивилизации» и автозаправок.
Но доехав до АЗС и прихватив с собой канистру из полиэтилена, вы вдруг с недоумением увидите объявление о том, что отпуск бензина или дизельного топлива в стеклянную и пластиковую тару запрещен. И это не прихоть работников заправок — запрет прописан в пункте 9.17 Правил эксплуатации АЗС. И тут возникает вопрос: если с металлической тарой проблем нет, можно ли заливать бензин в пластиковую канистру в принципе?
Почему на АЗС отказывают пластику?
Причина запрета заливать горючее в пластиковую канистру проста. Точнее, их несколько.
- Во-первых, пластик как диэлектрический материал способен накапливать статический заряд. Существуют риски, что при переливании бензина из канистры в бак и попадании горючего на металлический корпус заряд может разрядиться, дав искру и вызвав воспламенение паров бензина.
- Во-вторых, обычный пластиковый материал (полиэтилен) имеет микропоры. Со временем бензин проникает в них, просачиваясь наружу. Помимо неприятного запаха — это и образование опасных паров, которые накапливаются, например, при длительном нахождении канистры в багажнике.
- В третьих, если пластик низкого качества, он может разъедаться и деформироваться, позволяя описанному выше опасному процессу происходить еще быстрее.
После всего этого, кажется что вопрос, можно ли заправлять бензин пластиковые канистры, звучит еще неувереннее и сомнительней. И кто-то с удивлением узнает, что, например, в Европе именно такие канистры давно и успешно вытесняют тяжеловесные металлические аналоги! В чем же дело?
Пластик пластику — рознь
Итак, можно ли хранить бензин в пластиковой канистре? Да, можно. Только эта тара должна изготавливаться из особого пластика — с усовершенствованными характеристиками и иметь соответствующую маркировку. Под эти характеристики ни в коем случае не подходит обычная тара, на которой указано «Для технических жидкостей».
- Изготавливаются такие канистры (обычно объемом 5, 10, 20 литров) из полиэтилена низкого давления (HD-PE). Пластик чрезвычайно прочен, что быстро и просто проверяется — достаточно с силой наступить ногой на корпус канистры — никаких деформаций быть не должно.
- В состав материала добавляются компоненты, которые полностью лишают его возможности накапливать статическое электричество.
- Канистра закупоривается крышкой особого рода — нужно произвести сразу несколько манипуляций, прилагая достаточное усилие, чтобы ее открыть. Таким образом, емкость защищена от случайного вскрытия ее детьми.
- На лицевой части емкости вы найдете надпись: ГОСТ 26319 «Грузы опасные. Упаковка», по нормам которого и была сделана данная канистра. Заглянув в этот ГОСТ, в таблице №1 мы увидим и полимерные канистры, в которых можно перевозить бензин (класс опасности III) — узкогорлые (3Н1) и широкогорлые (3Н2).
Помимо ГОСТА на этикетке будут представлены и другие сведения: указание на допуск ООН с подтверждением отдельной эмблемой и номером допуска и ряд других.
Важно знать
Вновь вы на заправке. И снова спрашиваете работника АЗС, можно ли перевозить бензин в пластиковой канистре, показывая ту, что нужно. И... будете очень удивлены, снова услышав отрицательный ответ. Всё дело в том, что такая тара — обязательно сертифицируется. Сертификат — это ее паспорт, «удостоверение», которое обязательно к представлению (как минимум его копия), если вы желаете, чтобы канистру заправили. Отсюда совет — имейте всегда этот документ или его копию при себе!
Итак, наливают ли в пластиковую канистру бензин? Мы выяснили — наливают. Но далеко не во всякую, а только в специальную, что должно быть подтверждено и маркировкой, и соответствующим документом.